ПРЕСС-РЕЛИЗ КОНТАКТЫ ПРЕССА
УСТАВ
КОДЕКС ЭТИКИ ДОКУМЕНТЫАТТЕСТАЦИЯСПИСОК ЧЛЕНОВ
СОВЕТ
ПРАВЛЕНИЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПУБЛИКАЦИИ


Саморегулируемая организация
Национальная организация экспертов в области искусства

22 декабря 2005г. в Москве создана профессиональная гильдия экспертов
- «Национальная организация экспертов в области искусства»

Учредители НОЭКСИ – известнейшие российские эксперты, представляющие все основные профессиональные специализации. В их числе: Наталья Автономова (ГМИИ им.А.С.Пушкина), Евгения Георгиевская (ГМИИ им.А.С.Пушкина), Андрей Гилодо (ВМДПИНИ), Елена Долгих (ВМДПИНИ), Наталья Игнатова (ВХНРЦ им.И.Э.Грабаря), Ирина Красникова (ГТГ), Денис Лукашин (Арт Консалтинг), Людмила Маркина (ГТГ), Виктория Маркова (ГМИИ им.А.С.Пушкина), Людмила Марц (ГТГ), Виталий Мишин (ГМИИ им.А.С.Пушкина), Татьяна Мунтян (ГИКМЗ «Московский Кремль»), Владимир Петров (ГТГ), Эльвира Самецкая (ВМДПИНИ), Андрей Сарабьянов (изд-во «Русский авангард), Дмитрий Сарабьянов (РАН), Галина Смородинова (ГИМ), Галина Чурак (ГТГ), Наталья Шередега (ГТГ). Председателем Правления НОЭКСИ избран Евгений Зяблов (РОСИЗО).

Создание независимой саморегулируемой экспертной организации в области искусства – необходимость, продиктованная нынешним состоянием отечественного рынка искусства и потребовавшая объединения усилий всего национального экспертного сообщества.
Андрей Сарабьянов, ген. директор издательства «Русский авангард», член Совета НОЭКСИ: «Об этом уже говорилось на последнем антикварном салоне, где гильдию экспертов предложили создать антиквары. Но это неправильно, потому что антиквары не могут создавать гильдию экспертов. Тогда это получится орган антикваров, который будет на них работать. Эксперты должны сами ее создать».
Галина Чурак, заведующая Отделом живописи второй половины ХIX – начала ХХ веков ГТГ, член Совета НОЭКСИ: «В новых рыночных условиях требуются и новые формы взаимодействия экспертов и экспертных центров. Сама ситуация на арт-рынке призывает нас к сплоченности…Стратегическая цель ясна: нам хотелось бы, чтобы арт-рынок был ясным, чистым, профессиональным, чтобы люди, которые занимаются экспертизами, были высоко профессиональными и высоко ответственными».
Наталья Игнатова, ведущий научный сотрудник Отдела экспертизы ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря, член Совета НОЭКСИ: «Рынок дикий, хаотичный. Не только рынок не отрегулирован, но и деятельность экспертов как-то несформулирована, не определена, и это, конечно, очень плохо и очень вредно. Как определить меру ответственности эксперта? Покупатель, получая экспертное заключение, должен понимать, на что он может рассчитывать, в какой степени технико-технологическое исследование и заключение эксперта обеспечат ему уверенность в подлинности вещи».

Принципиальная позиция учредителей определила основные уставные цели «Национальной организации экспертов в области искусства», это:
- содействие развитию и совершенствованию системы регулирования рынка культурных ценностей;
- установление высоких профессиональных и этических норм и правил, а также стандартов деятельности экспертов и осуществление контроля за их соблюдением;
- осуществление защиты прав и законных интересов экспертов.

Взаимодействие с органами исполнительной власти по вопросам регулирования арт-рынка - одно из ключевых направлений работы НОЭКСИ. В частности, в «Росохранкультуру» уже направлены предложения о взаимодействии с НОЭКСИ по вопросу аттестации экспертов в области культуры. Такое сотрудничество приобретает особую актуальность в связи с подготовкой к утверждению «Росохранкультурой» проекта «Порядка аттестации экспертов по культурным ценностям Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия». Этот документ был разработан до создания НОЭКСИ и исходил из отсутствия отраслевой саморегулируемой организации. Отсюда опора проекта на формальные требования к аттестуемым экспертам, что, при относительной простоте соблюдения таких требований, создало бы очередное прикрытие для поддельщиков и фальсификаторов. Совет НОЭКСИ не сомневается, что теперь «Росохранкультура» использует новую возможность опоры на институт саморегулирования и коллективный опыт экспертной среды, как недостающий элемент конструкции и создаст корректный и столь необходимый механизм контроля и надзора в сфере арт-рынка.
Наталья Шередега, научный сотрудник Отдела древнерусского искусства ГТГ, член Совета НОЭКСИ: «Дело не только в том, что появляются подделки. На мой взгляд, происходит самое страшное: создается альтернативная, фальсифицированная история искусства».
Виктория Маркова, ведущий научный сотрудник ГМИИ им. А.С.Пушкина, член Совета НОЭКСИ: «Лишь в сотрудничестве с экспертами и со всеми заинтересованными лицами государство может выработать правила регулирования рынка, наметить определенную систему отношений между антикварами, экспертами, музеями, покупателями… А сейчас наш рынок не только не цивилизованный, но и с явным криминальным уклоном… Если вы специалист, то в той области, которой занимаетесь, вы обязаны быть и экспертом. А наш скоропалительно возникший рынок выдвинул необходимость наличия большого количества людей, которые проводили бы экспертизы. И такие люди появились. Они себя называют просто ЭКСПЕРТАМИ. Но это не специалисты, и чем дальше, тем яснее мы это понимаем. Отсюда многие ошибки. Ситуация, в которой люди стали считать себя экспертами, не будучи специалистами, – это ситуация ПОЛНОГО АБСУРДА. И это то, что мы имеем сегодня на рынке искусства».

В последнее время все чаще говорится о дискредитации музейных экспертов и, в связи с этим о возможном запрете музеям на оказание услуг по экспертизе. Общая позиция членов НОЭКСИ – за музеями должно быть сохранено право оказывать экспертные услуги. Экспертное сообщество считает, что в музейной практике, как и в частной деятельности экспертов, должны и могут быть выработаны единые правила, стандарты и процедуры, защищающие и музеи, и экспертов, и клиентов. НОЭКСИ готова выступить с инициативой по разработке соответствующих стандартов услуг.
Людмила Маркина, член Совета НОЭКСИ: заведующая Отделом живописи XVIII века ГТГ: «Музейная репутация должна быть безупречной. Конечно, для музея отказаться от экспертиз и всяческих контактов с арт-рынком – радикальный способ сохранить «чистоту рядов». Нет экспертизы – нет проблемы. Но, видимо, это все-таки не совсем правильно. Ведь именно музеи – носители ценностей, в частности, хранители тех эталонов, на основании которых делается множество экспертиз».
Виктория Маркова: «Наше своеобразие состоит в том, что в качестве экспертов на антикварном рынке выступают музейные сотрудники, чего не встретишь ни в одной стране мира. Там моральный кодекс этого не позволяет. Но так сложилось потому, что в советское время экспертная работа была сосредоточена почти исключительно в музеях. Нельзя начать разбираться в живописи, не держа ее в руках. Только музейные коллекции дают эту практику. На Западе иначе, поскольку там очень давно существует развитый антикварный рынок и помимо музеев в обороте находится большое число памятников. Поэтому, когда сегодня говорят о том, что где-то (в стороне от музеев) должна возникнуть новая генерация экспертов, это чистое заблуждение. Из ничего ничто не возникает. Нужна почва».
Андрей Гилодо, заведующий Отделом металла ВМДПИНИ, член Совета НОЭКСИ: «Профессиональное сообщество экспертов и должно, и будет способствовать изменению отношения к экспертизе и в профессиональной среде, и в обществе в целом. Сейчас слишком легко и слишком часто стали говорить, очень хлестко, о нечестности экспертов, об их некомпетентности….То есть фактически необходимо вновь создать – и в рамках музейной деятельности, и в рамках рынка – уровень доверия к произведениям русского искусства как на внутреннем антикварном рынке, так и на внешнем».

Извлечения из Устава некоммерческой саморегулируемой организации «Национальная организация экспертов в области искусства»:
НОЭКСИ решает следующие задачи:
Способствует выработке и внедрению правил, направленных на предупреждение недобросовестных действий со стороны участников рынка предметов искусства и иных культурных ценностей;
Представляет интересы экспертного сообщества во взаимоотношениях с органами государственной власти и управления;
Содействует разрешению споров, возникающих между членами НОЭКСИ или третьими лицами при осуществлении ими профессиональной деятельности на рынке предметов искусства и иных культурных ценностей;
Налагает санкции и применяет меры воздействия к своим членам, нарушающим требования законодательства Российской Федерации, а также требования Устава и внутренних документов НОЭКСИ;
Осуществляет научные исследования, разрабатывает и реализует учебные программы и планы, направленные на повышение профессиональной квалификации и подготовку специалистов в сфере своей деятельности; готовит и публикует информационные материалы, учебно-методические пособия, различные виды научно-технической документации, научных трудов и лекций; организует проведение научных и научно – практических семинаров, конференций;
В пределах своей компетенции устанавливает квалификационные требования к специалистам рынка предметов искусства и иных культурных ценностей, определяет их квалификацию и выдает им квалификационные аттестаты;
Осуществляет сотрудничество с органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, включая участников рынка предметов искусства и иных культурных ценностей, не являющихся членами НОЭКСИ, их объединениями и союзами;
Проводит инициативные исследования состава предметов искусства и услуг, представленных на рынке предметов искусства и иных культурных ценностей, а также состояния экспертизы и атрибуции;
Вступает в прямые и публичные дискуссии с организаторами событий и процессов в сфере искусства, профессиональными участниками рынка искусства, экспертами и соответствующими институтами в Российской Федерации и за ее пределами.