30 марта 2006 года в Москве состоялась
Международная Конференция
"Проблемы защиты интеллектуальной собственности"
организованная Российской академией правосудия.
В Конференции участвовали судьи Верховного
и Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации, представители судебных
органов России, представители Государственной Думы, федеральных министерств
и ведомств, занимающихся проблемами защиты интеллектуальной собственности,
представители правоохранительных органов, а также научных организаций
и профессиональных организаций экспертов, авторов и правообладателей
В работе Конференции принял участие Матвей
Марков, юридический советник гильдии экспертов - "Национальной организации
экспертов в области искусства".
На Конференции впервые в отечественной
практике обсуждалась проблема судебной практики разрешения споров, связанных
с нарушением прав на произведения изобразительного искусства в результате
их фальсификации.
Особую проблему представляет получивший
широкое распространение в России новый тип фальсификаций, так называемая
"перелицовка", которая заключается в переделке картин западно-европейских
художников XIX – начала XX века в десятки и сотни раз более дорогие картины
русских художников. Ситуацию прокомментировал в своем выступлении юридический
советник НОЭКСИ Матвей Марков:
- Россия является участником Бернской конвенции по охране литературных
и художественных произведений от 09.09.1886г. и Всемирной конвенции об
авторском праве от 06.09.1952г. Согласно Закону "Об авторском праве
и смежных правах" на территории Российской Федерации предоставляется
охрана авторских прав зарубежных авторов. При переделке оригинала с изменением
имени художника, налицо нарушение таких прав европейских авторов как право
авторства и право на имя. В подобных случаях права не ограничены сроком
давности и принадлежат наследникам автора, либо при их отсутствии – соответствующим
государствам. Поэтому можно предположить, что в ближайшем будущем появятся
многочисленные судебные иски со стороны представителей европейских государств
о защите репутации авторов "перелицованных" картин.
Авторское право действует в течение семидесяти
лет после смерти художника. Многие знаменитые ныне русские художники творили
в первой половине XX века. При подделке их произведений нарушаются права
наследников художников, как обладателей исключительных имущественных прав.
Во многих случаях художники и их наследники обладают правами, которые
не используются ими в силу незнания. В частности, такое особое право авторов
произведений изобразительного искусства как «право следования» (Пункт
2 Статьи 17 Закона "Об авторском праве и смежных правах"). Закон
предусматривает, что после перехода произведения от автора в собственность
к другому лицу, автор имеет право на получение вознаграждения в размере
5% от цены в случае каждой последующей перепродажи, если цена превышает
предыдущую не менее чем на 20%. Такое право действует при публичной перепродаже
произведения через аукцион, галерею или магазин.
На Конференции обсуждались актуальные
проблемы судебной экспертизы произведений изобразительного искусства.
В соответствии с законодательством, эксперт – это лицо, обладающее специальными
знаниями и назначенное в предусмотренном законом порядке.
Эксперт несет ответственность за дачу заведомо ложного заключения в соответствии
со статьей 307 Уголовного кодекса РФ, о чем он предупреждается судом и
дает подписку. При этом эксперт вправе отказаться от дачи заключения по
вопросам, выходящим за пределы его специальных знаний, а также в случае,
если представленные ему материалы недостаточны для дачи заключения. На
первый взгляд право на отказ от проведения экспертизы в достаточной мере
защищает эксперта. Однако в контексте новых тенденций фальсификации очевидны
следующие проблемы. Так при проведении судебной экспертизы произведений
с подозрением о «перелицовке» западноевропейской картины в русскую, эксперт
может оказаться в сложном положении, поскольку вероятность ошибки многократно
возрастает. А допущенная ошибка может быть истолкована, в том числе, и
как дача заведомо ложного заключения. Эксперты-искусствоведы признают,
что в определённом смысле фальсификаторы их опережают. Совершенно очевидно,
что в процесс фальсификации произведений изобразительного искусства вовлечено
большое количество профессионалов-искусствоведов, а также художников и
реставраторов достаточно высокого уровня в России и за рубежом.
Представляется, что во избежание ошибок экспертов, судам и иным органам
при назначении экспертизы необходимо устанавливать проведение комплексной
экспертизы, включающей в обязательном порядке и технико-технологическое
и искусствоведческое исследование. Причём при проведении, например, экспертизы
произведений русского реалистического искусства второй половины XIX –
начала XX века целесообразно назначать не только эксперта-искусствоведа
по русскому искусству, но и эксперта-искусствоведа по западному искусству
того же периода. Очевидно, что ни один эксперт-искусствовед не является
универсалом, и привлечение его к экспертизе бессмысленно без учета его
реальных знаний, навыков и репутации.
Матвей Марков сообщил, что помощь судам
и иным органам, назначающим проведение экспертизы произведений изобразительного
искусства, будет оказывать недавно созданная в Москве "Национальная
организации экспертов в области искусства" (НОЭКСИ), объединившая
ведущих российских экспертов. НОЭКСИ, обладая достаточной информацией
о большинстве специалистов в области искусства, могла бы по запросу судов
рекомендовать экспертов с необходимой в каждом конкретном случае квалификацией
и специализаций.
|